Интервью общественно - политическому изданию "Кольчугинские новости"

23.02.2015 13:51

Февраль 2015 года. Кольчугинская окружная организация, председатель Никитина О.Н.

6 февраля 2015 года состоялась встреча корреспондента общественно - политического издания «Кольчугинские новости» Светланой Павловой с начальником управления образования администрации Кольчугинского района и с председателем Кольчугинской окружной организации Профессионального союза работников народного образования и науки РФ. Самым главным вопросом встречи – планируются ли сокращения в сфере дошкольного образования Кольчугинского района, и, если планируются, то в каком объеме и кого они могут коснуться в первую очередь. См. статью.

Кольчугинские новости

Общественно-политическое издание

Среда, 11 Февраль 2015 00:00

Оптимизация по…

Наступают сложные времена. Собственно, они уже наступили. И понятно, что придётся подтянуть пояса, и понятно, что государству придётся изыскивать резервы, и, значит, без сокращений в бюджетной сфере, замаскированных модным словом «оптимизация», не обойтись.

Слово «оптимизация» не зря появилось в лексиконе чиновников и менеджеров разных уровней, ведь в отличие от слова «сокращение» оно эмоционально положительно окрашено в сознании людей. Оптимизировать – значит улучшать работу, минимизировать расходы, изыскивать скрытые резервы.

И, казалось бы, логично изыскивать эти самые резервы там, где они есть. Ну, например, оптимизировать раздутый бюрократический аппарат – огромную армию менеджеров, чьи реальные функции порою просто невозможно разглядеть за креативными в несколько строк названиями должностей. Но, видимо, каждый работник госаппарата настолько нужен и необходим обществу, что о сокращениях в этой сфере не может быть и речи.

А вот излишки и кадровые резервы ещё есть в … дошкольном образовании. Вам кажется это парадоксальным? Мне тоже. Мы постоянно пишем о кадровых проблемах – усугубляющемся дефиците кадров в образовании вообще и дошкольном образовании в частности, и вдруг оказывается – работников в этой сфере даже больше, чем нужно, и значит, надо сокращать, то бишь, оптимизировать.

И этот процесс уже активно идёт в соседних с нами территориях. У нас же пока всё ограничивается слухами, и в них, конечно, ситуация предстаёт в довольно мрачном свете – будут массовые сокращения, будет снижено финансирование и т.д. и т.п.

Чтобы понять, что же ждёт сферу дошкольного образования в контексте оптимизации, мы разговариваем с начальником управления образования Кольчугинского района Владимиром Николаевичем Дергуновым и председателем Кольчугинской окружной организации профсоюза работников народного образования и науки Ольгой Николаевной Никитиной.

Самый главный вопрос встречи – планируются ли сокращения в сфере дошкольного образования, и, если планируются, то в каком объеме и кого они могут коснуться в первую очередь.

И, соответственно, самый главный ответ и вывод беседы – если сокращения и будут, то только в самых минимальных размерах, и коснутся они в первую очередь глубоких пенсионеров.

Ведь не секрет, что в наших садах ещё есть воспитатели, чей возраст перевалил или приближается к седьмому десятку. И это неправильно, потому как профессия воспитателя в первую очередь предполагает большую степень ответственности за жизнь и здоровье детей, большую эмоциональную и физическую нагрузку (особенно, в яслях, где малышей порой и на руках приходится нянчить).

Понятно, что в таком случае пора уходить, но в обычной ситуации это значит, что на освободившееся место придёт новый работник или, по крайней мере, оно будет вакантно. В ситуации оптимизации нагрузку ушедшего воспитателя разделят другие педагогические  работники учреждения. И значит, кто-то будет работать на полторы или на две ставки. И почему-то в последнее время считается, что, если работник готов взять на себя такую нагрузку, то это нормально. Конечно, каждый хозяин своей судьбы и пусть работает, сколько считает нужным, но насколько качественно может работать воспитатель детского сада с двойной нагрузкой? Ведь речь идёт о физическом, эмоциональном и психическом здоровье наших с вами детей.

Впрочем, нормы и правила нынче стали настолько гибкими, что легко меняются в угоду новым требованиям жизни. К примеру, когда остро встал вопрос нехватки мест в детских садах, оказалось возможным ввести новые Санпины и уплотнить группы так, чтобы мест в садиках хватило всем.

Впрочем, вернёмся к грядущей оптимизации. Почему на повестке дня вообще встал вопрос о сокращениях?

Система образования, как любая государственная сфера, должна соответствовать неким критериям, должна выполнять долгосрочный план развития, именуемый опять же модным словосочетанием «дорожная карта». Министерством образования и науки РФ разработаны новые целевые показатели эффективности для учреждений образования. Кольчугинская система образования должна достигнуть этих показателей к определённому сроку, как правило, по итогам года.

Один из важных показателей - соотношение числа воспитанников к числу педагогов. По детским садам за 2014 год это - 1 педагогический работник на  10,2 детей, в 2015 – 1 к 10,5.

Проблемы начинаются, например, в коррекционных группах, где педагогов должно быть больше, а количество детей меньше. Они пока выживают за счёт того, что показатель выводится средний по району – количество всех детей, посещающих детские сады,  делится на общее количество педагогов.

Как можно получить заданное соотношение количества воспитанников и педагогов?

Варианта два. Надо либо увеличить численность детей, либо уменьшить количество педагогов.

Как уже говорилось выше, благодаря новым Санпинам, максимум количества детей практически достигнут, Но, если его разделить на количество педагогов, нужный коэффициент  всё равно не получается. Что остаётся? Оптимизировать!

Оптимизация поможет выйти и на другой показатель – средний уровень заработной платы.

Но это отдельная тема, о которой мы продолжим разговор в одном из ближайших номеров «КН».

С. ПАВЛОВА